Психические состояния
Ресурсы медицины / Возможности диагностики психических дисфункций в вероятных экстремальных условиях / Психические состояния
Страница 4
Практически важным является вопрос о параметрах конкретного психического состояния. К ним следует отнести следующие характеристики:
· продолжительность существования (может возникнуть вопрос: как долго человек способен сохранять активность?);
· устойчивость (неподверженность неадекватным, слабым воздействиям, неподатливость);
· адекватность ситуации, социальному контексту;
· энергетический заряд – мера влияния на эффективность функционирования психики.
Зависимости от индивидуальных особенностей человека может наблюдаться как соответствие психических состояний условиям различных видов деятельности, так и несоответствие.
В первом случае проявляется согласованность функциональных возможностей человека со средствами и условиями его деятельности. Он эмоционально положительно относится к такой деятельности. Этим психическим состояниям свойственны высокая активность, оптимальная мобилизованность духовных и физических сил. Во втором случае развиваются так называемые "сложные", или "трудные" психические состояния.
Л.П.Гримак выделяет следующие группы “трудных” состояний:
1) психические состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма в естественных фазах деятельности;
2) психические состояния, формирующиеся под влиянием неблагоприятных или непривычных факторов внешней среды биологического, психологического и социального характера;
3) предневротические фиксации неблагоприятных реакций, проявляющихся в результате закрепления отрицательной реакции в памяти ("застойный очаг возбуждения") и последующего ее воспроизведения в аналогичных первичному случаю условиях;
4) нарушения в сфере личностной мотивации
Чаще всего к "трудным состояниям" относят монотонию, фрустрацию, астению, тревогу, стресс и некоторые другие.
Монотония – это психическое состояние, которое возникает у людей из-за недостатка внешней стимуляции в специфических условиях трудовой деятельности, а также в результате более или менее продолжительного воздействия однообразных раздражителей. Монотония свойственна некоторым видам дежурств. Это состояние характеризуется сниженным уровнем активности, что проявляется сонливостью, ослаблением воли, притуплением бдительности, внимания, уменьшением способности к переключению и сообразительности, увеличением времени реакции на поступающую информацию, неоправданными паузами в деятельности, возрастанием количества ошибок. Все это сопровождается дискомфортным эмоциональным переживанием, стремлением перейти к более активным формам активности, даже в ущерб решаемым задачам.
Фрустрация, как психическое состояние, возникает следствие конфликта между значимой для человека целью и невозможностью ее достижения. Это острое переживание неудачи на пути к цели. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо "как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида", либо как "примитивизация" поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением "конструктивности" поведения) или падение "качества исполнения". В соответствие с работами Василюка Ф.Е можно выделить два важнейших параметра, по которым должно характеризоваться поведение во фрустрирующей ситуации. Первый из них, который можно назвать "мотивосообразностью", заключается в наличии осмысленной перспективной связи поведения с мотивом, конституирующим психологическую ситуацию. Второй параметр - организованность поведения с какой бы то ни было целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива. Предполагая, что тот и другой параметры поведения могут в каждом отдельном случае иметь положительное либо отрицательное значение, т.е. что текущее поведение может быть либо упорядочено и организовано целью, либо дезорганизовано, и одновременно оно может быть либо сообразным мотиву, либо не быть таковым, получим следующую типологию возможных "состояний" поведения.
Смотрите также
Программное построение курса физической подготовки
Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание». Учебный материал программы предусматривает решение задач физич ...
Фармакологическая активность отдельных групп гепатопротекторов
Подробно рассмотрим фармакологическую активность двух первых групп гепатопротекторных средств по предложенной классификации, получаемых из растительного сырья 1. Препараты, содержащие флавоноиды ...
Влияние наркомании на организм человека
Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ нар ...