Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в УТГ
Ресурсы медицины / Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в УТГ
В Париже в середине прошлого века один известный врач внушил под гипнозом своему пациенту, что через 123 дня ему надо вложить в конверт чистый лист бумаги и отправить по определенному адресу. После сеанса гипноза пациент ничего не мог вспомнить об этом «поручении». Прошло 23 дня, и вот на очередном сеансе гипноза врач неожиданно спросил больного: «Через сколько времени Вы должны отправить письмо?» - «Через 100 дней», - незамедлительно последовал ответ. «Считаете ли Вы дни?» - «Нет, это делается само собой».
Вот так сами собой считаются дни, недели, месяцы… И совсем маленькие отрезки времени: часы, минуты, секунды…
Состояние организма, отдельных его органов и клеток изменяется, повторяясь в различные интервалы времени. «Пробегают» импульсы по нервным волокнам, бьется сердце, сокращаются и вновь расслабляются мышцы, меняется артериальное давление, температура тела, настроение, самочувствие, деловая активность.
Забота о сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни, повышение нервно-эмоционального напряжения в трудовой деятельности, физического напряжения в спортивной деятельности ставят перед медико-биологической наукой ряд практических задач.
Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе — для физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребёнка.
В зависимости от различий расположения акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), Хронотип во многом определяет поведенческую активность человека (в первую очередь ребёнка) и служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.
В школе третий год проходит эксперимент в параллелях 5-7 классов «Наш спорт – наше здоровье». Он имеет четко налаженное учебно-методическое, психологическое, медицинское, – организованное по типу мониторинга, – сопровождение. Но все-таки существуют миграции детей из одной УТГ в другую, также непосещение занятий и, отсюда, невысокие показатели физической подготовленности детей. Больше всего проблем вызывает параллель шестых классов. В этой группе учащихся наблюдается самая низкая успеваемость в школе. Мы считаем, что среди возможных причин есть несовпадение биологических ритмов учащихся с предложенным им графиком учебных и спортивных нагрузок.
Учитывая актуальность вопроса, мы определили цель работы:
предложить администрации школы и педагогическому коллективу практические рекомендации по организации занятий любимым видом спорта для различных хронотипов.
Задачи:
1. Углубить знания о природе биоритмов как «живых часов» организма человека.
2. Провести обследование учащихся 6-х классов на предмет принадлежности их к определенному хронотипу.
3. Определить взаимосвязь между временем организации занятий и хронотипом.
4. Разработать практические рекомендации педагогическому составу по особенностям организации УТГ.
Смотрите также
Причины кожных заболеваний
Болезнь кожи всегда следует рассматривать как общее заболевание всего организма. В свою очередь, и заболевания кожи могут оказывать резкое и глубокое влияние на весь организм. Прич ...
Опоясывающий лишай
Опоясывающий лишай - спорадическое заболевание, возникающее в результате активизации латентного вируса ветряной оспы. Характеризуется воспалением задних корешков спинного мозга и межпозвоноч ...
Эпидемиология
Точной информации о частоте встречаемости критической ишемии нижних конечностей нет. Результаты национального исследования, проведенного Vascular Society of Great Britain, говорят о 400 больных на ...