Исследовательская часть
Ресурсы медицины / Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в УТГ / Исследовательская часть
Страница 1
Методы исследования:
1) Определение хронотипа (Анкета Остберга, Приложение 1).
2) Наблюдение с целью оценки условий обучения и проведения спортивных занятий.
3) Аналитическая деятельность.
Методика анкетирования:
Нами был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени – тест Остберга в модификации профессора С. И. Степановой [5].
Он состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной. С целью чистоты эксперимента тестирование для учащихся среднего звена было проведено дважды.
Объектом исследования являлись учащиеся шестых классов МОУ СОШ №1. Общее число обследуемых составило 62 человека в возрасте 12-13 лет. Анализ условий выявил следующие факты: все учащиеся обучаются в первую смену, занятия УТГ проводятся во второй половине дня. Классные помещения, два спортивных зала и бассейн, соответствуют гигиеническим нормам. К факторам устойчивости можно отнести престиж образовательного учреждения, высокий уровень квалификации педагогов, давние спортивные традиции, комфортный психологический климат в учебно-тренировочных группах. При анализе успеваемости был высчитан средний балл – 3,3. Параллель шестых классов считается достаточно проблемной и имеет низкие показатели успеваемости.
Главным в нашей работе являлось определение такой индивидуальной характеристики, как хронотип. Распределение хронотипов было следующим: «Жаворонки» - 4,9 %, «Совы» - 25,8 %, «Голуби» - 69,3 %.
Диаграмма 1.
Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов
Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников (16).
Известно, что «вид спорта сам выбирает свой хронотип». Но это касается именно спортсменов высокой квалификации. Однако мы попытались обнаружить взаимосвязь между хронотипом и выбором УТГ, не беря во внимание фактор успешности и результативности. Оказалось, что плавание выбрали 71 % учащихся, относящиеся к категории голубей.
Таблица 1.
Виды УТГ |
Голуби |
Совы |
Жаворонки |
Всего |
Плавание |
71,4% |
25% |
3,6% |
28 |
Баскетбол |
75% |
25% |
0 |
4 |
Футзал |
75% |
12,5% |
12,5% |
8 |
ОФП |
66,6% |
26,6% |
6,8% |
15 |
Единоборства |
100% |
0 |
0 |
2 |
Среди квалифицированных спортсменов – пловцов, преобладают действительно «голуби». В остальных учебно-тренировочных группах зримого влияния хронотипа человека на выбор выявить не удалось. Мы считаем, что выбор вида спорта шестиклассниками определялся влиянием родителей, интересами, дружескими отношениями.
Проведя анализ расписания занятий УТГ мы обнаружили:
1. В целом, занятия проводятся в оптимальное время – с 15:00 до 18:00 часов.
Смотрите также
Коаксил при лечении психогенных депрессий в пожилом возрасте
Лечение депрессивных расстройств является одной из наиболее актуальных проблем современной медицинской науки и здравоохранения. Согласно данным ВОЗ, к 2020 г. униполярная депрессия будет ...
Характер, причины и симптомы заболеваний печени
Печень вовлечена во многие физиологические процессы, и ее повреждения вызывают серьезные нарушения метаболизма, иммунного ответа, детоксикации и антимикробной защиты. Наиболее часто повреждени ...