Типы высшей нервной деятельности
Ресурсы медицины / Типы высшей нервной деятельности / Типы высшей нервной деятельности
Страница 3
Первоначальные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика образуются достаточно быстро, а дальнейшая выработка и формирование из них сложных навыков протекает весьма затруднительно по причине отвлечения собаки на посторонние раздражители. С большим трудом достигается выработка навыков прекращения нежелательных действий собаки, выдержки и дифференцировки условных раздражителей. При выборке вещей, человека и следа по запаху собака часто сбивается, допускает ошибки. Нежелательные связи на вещи дрессировщика, на место образуются легко, а затормаживаются с большим трудом. На выстрелы, вспышки осветительных ракет и другие сильные раздражители собака реагирует возбуждением, но условно-рефлекторная деятельность после этого не нарушается.
Для собаки сангвинического типа
характерно сильное возбуждение в основном на действия второго помощника, после ухода которого она быстро успокаивается и свободно переключается на выход дрессировщика, дачу пищи и на другие раздражители, применяемые на проверке. В ходе проверки отмечается сильная выраженность всех основных реакций поведения, лёгкая и быстрая их сменяемость.
В процессе дрессировки первоначальные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика вырабатываются быстро, из них легко образуются и формируются сложные связи. При отработке выдержки и дифференцировке можно добиться высокой точности и чёткости. Нежелательные связи легко затормаживаются. Выработанные навыки отличаются динамичностью. Выстрелы, вспышки осветительных ракет и другие сильные раздражители не вызывают у собаки торможения и нарушения условно-рефлекторной деятельности.
Для собаки флегматического типахарактерна медлительность возбудительных реакций на действия помощника. Возбудившись на первого помощника, она с трудом переключается на второго и ещё медленнее на выход дрессировщика и дачу им пищи. Слабая выраженность и застойность реакций наблюдается и при действии других раздражителей.
Выработка первоначальных условных рефлексов достигается с большим трудом. Собаки медленно поддаются дрессировке: формирование сложных навыков идёт затруднительно, образовавшиеся навыки отличаются стереотипностью и большой стойкостью к затормаживанию, выдержка и дифференцировка хотя и вырабатываются легко, но добиться высокой точности и чёткости трудно. На выстрелы и вспышки осветительных ракет собаки реагируют слабо. Условно-рефлекторная деятельность не затормаживается и не нарушается. Применение других сильных раздражителей вызывает иногда проявление пассивно-оборонительных реакций и уклонение от болевых раздражителей.
Для собаки меланхолического типа
характерны выраженность ориентировочных реакций на новое место, запахи, выход и уход помощников и внезапная заторможенность реакций возбуждения на более сильные и энергичные действия помощников. У собак со слабыми процессами торможения – беспричинная подвижность и суетливость на действие раздражителей. Применение сильных раздражителей в обоих случаях вызывает у них торможение, осторожность и боязливость, проходящие через некоторое время после их применения или при смене обстановки. Пассивно-оборонительная реакция проявляется иногда в трусливой форме.
При дрессировке собаки выработанные условные рефлексы отличаются большой неустойчивостью, они легко затормаживаются или слабо проявляются, что затрудняет дальнейшее формирование у неё стойких навыков. Выстрелы и вспышки ракет вызывают у собаки заторможенность и нарушение условно-рефлекторной деятельности, применение сильных раздражителей в ходе дрессировки – срывы, неврозы или образование трусливой реакции.
Исходя из особенностей типа высшей нервной деятельности для каждой собаки организуется индивидуальный подход в основном и заключительном периодах дрессировки. Тип высшей нервной деятельности учитывается в организации её дальнейшей тренировки и использования на службе.
Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).
Смотрите также
Врачебный контроль в процессе физического воспитания
Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регуля ...
Онкологические заболевания причины и последствия
Рак – это группа заболеваний, каждое со своим названием, их собственным лечением, и шансами на контролирование и лечение. В сущности онкологические заболевания образуются от того, что опреде ...
Развитие
Кожа развивается из двух эмбриональных зачатков. Эпителиальный покров её образуется из кожной эктодермы, а подлежащие соединительнотканные слои - из дерматомов (производных сомитов). В первые недели ...