Рационально-эмоциональная психотерапия
Ресурсы медицины / Когнитивно-рациональное консультирование / Рационально-эмоциональная психотерапия
Страница 1
В рационально-эмоциональной терапии, разработанной А. Эллисом в 50-ые годы ХХ века, выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчёркивает, что надо отличать описательные (дескриптивные) когниции, содержащие информацию о реальности, от оценочных, содержащих отношение к этой реальности. С точки зрения рационально-эмоциональной терапии, не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка. Поэтому генерализации, ложные выводы и жёсткие установки считаются нарушениями в когнитивной сфере и называются иррациональными установками. Возникновение психологических проблем Эллис связывает с функционированием иррациональных установок.
Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. Рационально-эмоциональная терапия в первую очередь показана тем клиентам, кто способен к интроспекции и самоанализу. Она предполагает активное участие клиента на всех этапах консультирования, установление с ним отношений партнёрского типа. Этому способствует совместное обсуждение возможных целей консультирования, проблем, которые бы хотел разрешить клиент.
Цель рационально-эмоциональной терапии – перевод клиента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные.
На первом этапе проводится кларификация, то есть прояснение параметров события, тех, которые клиента наиболее затронули или вызвали неадекватную реакцию. На этом этапе целью консультирования является не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его, а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка её и только после этого этапа – принятие решения об изменении ситуации
. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. По-моему, логика этого процесса чем-то напоминает этап “экологической проверки” из процесса рефрейминга, с которым работают в НЛП (нейролингвистическом программировании).
Следующий этап консультирования – это идентификация следствий, выявление всех эмоциональных реакций на событие. Этот этап производится, чтобы распознать эмоции, не осознаваемые клиентом из-за включения той или иной психологической защиты. У некоторых клиентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены из-за словарного или поведенческого дефицита, а также “вторичного выигрыша”. Консультант наблюдает за экспрессией и невербальным поведением клиента при рассказе его о событии, предоставляет обратную связь говоря о своём восприятии характера эмоциональной реакции клиента, высказывает предположения о чувствах и мыслях обычного человека в похожей ситуации (что помогает клиенту осознать свои эмоции, прежде неосознаваемые).
Эллис выделил 4 наиболее распространённые группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1.
Катастрофические установки;
2.
Установки обязательного долженствования;
3.
Установки обязательной реализации своих потребностей;
4.
Глобальные оценочные установки.
Среди наиболее типичных иррациональные убеждения, с которыми сталкивается консультант в своей психологической практике, следующие:
1. Есть жёсткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым значимым другим;
2. Каждый должен быть компетентен во всём;
3. Большинство людей подлые или испорченные;
4. Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути;
5. Несчастья человека обусловлены внешними силами (“форс-мажор”), и у людей мало шансов их контролировать;
6. Если существует опасность, то не следует её преодолевать…;
7. …Легче избежать определённых жизненных трудностей, чем испытывать их и нести ответственность;
8. “Слабый” зависим от “сильного”;
9. Прошлая история человека влияет на его настоящее поведение;
Смотрите также
Лекарственные растения, действующие на нервную систему
...
Психологические и педагогические средства воздействия
Психотерапия и психопедагогика Психотерапия — это совокупность приемов лечения болезней психологическими средствами. Применение ее в большом спорте ограничено прежде всего из-за несовместимости ...
Селезенка
В течение длительного периода времени селезенка считалась «загадочным органом», так как не были известны ее функции в норме. Собственно и до сих пор нельзя считать, что они изучены полностью ...