Изучение социальных представлений в психологии
Ресурсы медицины / Здоровый образ жизни и психология / Проблема здорового образа жизни в психологии / Изучение социальных представлений в психологии
Страница 2
Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения человека.
Третьей функцией социальных представлений является адаптационная, выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным ключом к социализации (41).
В фокусе внимания основателей концепции социальных представлений находится проблема динамики социальных представлений. В частности, выделяется несколько динамических тенденций. Прежде всего изменения и преобразования совершаются между представлениями здравого смысла и научными представлениями. Так, С. Московиси пишет, что научные представления ежедневно и спонтанно становятся представлениями здравого смысла, а последние превращаются в научные (39).
Безусловной заслугой данной концепции явилось то, что она инициировала многочисленные социально-психологические исследования на актуальные для современного общества темы, а также темы, не традиционные для классической социальной психологии. В числе этих тем можно назвать следующие: трансформация культурных несоответствий (проблема вживания и адаптации эмигрантов), проблема развития среднего класса, анализ истории жизни (анализ автобиографий), представления о досуге и проблема его организации, детская социальная компетентность, проблема экологического сознания и изучение социальных представлений, связанных с экологией, исследование социально-психологических компонентов идеологий и пропаганды, анализ социальных представлений о демократии в обыденном и рефлексивном мышлении (41). Кроме того, изучены системы представлений о психоанализе (С. Московиси), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и другие (44).
В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых “моделей закрепления” и превращающий необычное в банальное; 2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии (так, показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта “сверхсоответствия Я”, выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди; 3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия; 4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания (41, 44).
Смотрите также
История терапии антидепрессантами
Как известно, тимоаналептическая терапия возникла чисто эвристическим путем, т.е. случайным образом. Поначалу R.G.Bloch в 1954 г. обратил внимание на антидепрессивные свойства известного противотуб ...
Физическая подготовка
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и ...
Глаукома
...