Железнодорожная травма
Ресурсы медицины / Общая характеристика современной транспортной травмы / Железнодорожная травма
Железнодорожная травма по числу жертв занимает второе место после автотравмы. Первой жертвой железнодорожной травмы стал сам создатель железной дороги, англичанин, инженер Гукинсон, который случайно попал под колесо паровоза. В том же году министр торговли Великобритании при открытии железнодорожной линии в Ливерпуле был задавлен поездом. Под железнодорожной травмой следует понимать комплекс механических повреждений, возникающих от выступающих частей движущегося локомотива и вагонов, вращающихся колес и рельсов. Различают следующие виды железнодорожной травмы: переезд, удар, падение, сдавление тела между частями транспорта и путевыми сооружениями, травма внутри вагонов, комбинированные виды железнодорожных травм.[2] Повреждения при железнодорожной травме, как и при автотравме, разделяются на три группы:
—повреждения, характерные для железнодорожной травмы;
—повреждения, нехарактерные для железнодорожной травмы;
—симулирующие повреждения.
Повреждения при железнодорожной травме могут быть причинены колесами, рельсами, кожухом зубчатой передачи электровоза и тепловоза. Прежде чем рассмотреть особенности железнодорожной травмы, надо вкратце остановиться на устройстве следообразующих частей железнодорожного транспорта. На железнодорожном транспорте применяются цельнолитые колеса, которые имеют поверхность катания, располагающуюся на ободе колеса шириною 10 см. Гребень колеса имеет толщину 3,3 см и высоту 3 см. Поверхность катания обода плавно переходит в гребень. В связи с этим следообразующая поверхность колеса при переезде складывается из поверхности катания обода колеса, наружной и нижней поверхности его гребня и будет иметь ширину до 20 — 15 см. Колесная пара располагается на рельсах так, что между гребнями колес и внутренней поверхностью рельса имеется зазор по 0,9—1,0 см с обеих сторон. На современных железных дорогах уложены преимущественно тяжелые рельсы Р-75, имеющие ширину головки 7,5 см. На поперечном сечении поверхность катания головки рельса имеет овальную форму с закругленными верхними гранями. Кожух зубчатой передачи сконструирован для защиты зубчатого колеса от загрязнения.
От воздействия колеса и рельсов на тело образуются повреждения, которые называются полосой раздавливания, она снизу соответствует ширине головки рельса (7 — 7,5 см), сверху ширине катящей поверхности колеса (12 — 15 см) и образуется в результате перекатывания колеса через тело. Полоса осаднения от гребня колеса имеет вид узкой полосы шириной до 2 — 3 см. Расчленение тела является частым и характерным повреждением железнодорожной травмы в случаях перекатывания колеса через тело. Полоса раздавливания от рельса в момент полного расчленения тела разделяется колесом вдоль примерно на две ровные части.
Параллельно полосе осаднения от колеса могут образовываться полосы обтирания, образующиеся от трения боковой поверхности колес.
Лампасовидные разрывы кожи, возникающие от давления и трения колес на конечность при переезде, длиною до 20 — 40 см.
Полоса давления также образуется на одежде при переезде, а чаще полосовидный дефект материи в виде полностью разрушенных тканей.
Наличие широких полосовидных ссадин и царапин также является характерным признаком для железнодорожной травмы. Они возникают в результате волочения тела по поверхности пути. В практике отмечены случаи волочения тела за паровозом на протяжении 20 км. В случаях волочения тела наблюдается отрыв конечностей от тела, загрязнение одежды, тела, ран мазутом, антисептиками, гравием и др. Необходимо установить прижизненность и последовательность повреждений.
Осмотр трупа на месте происшествия необходимо проводить целенаправленно с учетом специфических особенностей данной травмы, а также характера вопросов, подлежащих разрешению.
Железнодорожная травма чаще является несчастным случаем или самоубийством. Убийство встречается редко, так как в этих случаях всегда имеется большая опасность и для самого преступника, ибо жертва в последний момент может схватить своего обидчика и затащить его за собой под поезд или стащить с поезда. Иногда на блюдаются случаи симуляции самоубийства, когда подкладывается под поезд труп человека, убитого другим способом, или труп выбрасывается из вагона движущегося поезда.
Смотрите также
Разделы гигиены
Постепенно из общей гигиены, в которой рассматривались фактически все санитарно-гигиенические проблемы, выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена дете ...
Лечение пациента после выписки из стационара
После выписки из стационара необходим категорический отказ от курения, так как это позволяет не только сохранить конечность, но и продлить жизнь пациента. Целесообразна лечебная ходьба. Показан пож ...